Джеймс Хилл: Продолжайте упорствовать!
Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина в 2019 году поставил новый рекорд по числу стран-участниц – его география включила порядка 6000 работ из 80 стран со всех пяти континентов.
Конкурс был учрежден МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в память о фотокорреспонденте агентства Андрее Стенине.
Одним из членов жюри конкурса стал известный британский фотограф Джеймс Хилл (James Hill), c 1995 бессменно сотрудничающий с The New York Times. Хилл является обладателем премий World Press Photo, Пулитцеровской премии, Visa Pour L’Image в Перпиньяне.
В эксклюзивном интервью Джеймс Хилл ответил на вопросы, как пройти испытание славой, стоит ли бояться заимствования идей, а также поделился своими профессиональными секретами.
— Что стало для Вас главным в решении принять участие в работе жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?
Д.Х. — Очень важно помнить тех фотографов, которые погибли во время работы в зонах конфликта. Для меня этот конкурс – дань памяти Андрею Стенину.
Джеймс Хилл. Пара. Провинция Бадахшан, Афганистан, 2001
— Среди номинаций конкурса-2019 появилась новая – «Вдохновение». Само понятие достаточно абстрактно и требует художественного обобщения средствами фотографии. На Ваш взгляд, какие еще понятия можно было бы предложить фотографам в качестве темы для подобного обобщения?
Д.Х. — Каждому фотографу необходимо вдохновение, чтобы сделать качественный снимок. Перевод же вдохновения в образы может потребовать дороги в сотни километров или заставить ждать в течение долгих часов. У каждого фотографа по-разному, но в большей степени ему или ей необходима вера в собственное образное чутье.
Джеймс Хилл. Коррида в Сан-Исидоро. Арена Лас-Вентас в Мадриде, 2010
— Существует мнение, что просто репортаж сейчас уже мало интересен. При тотальном распространении устройств со встроенной камерой это может сделать практически каждый.
Рассказывая свои истории, фотографы все чаще используют художественные приемы – выстраивают свет, мизансцены и т.д. Как Вы к этому относитесь? Является ли это данью моде или может способствовать рождению нового фотографического языка?
Д.Х. — Наш визуальный ряд переполнен образами. Разумеется, фотографы ищут новые, оригинальные способы самовыражения, чтобы обратить внимание на свои работы и выделиться в профессии.
Как и в других видах искусства, в фотографии могут преобладать разные стили и направления, которые в определенные периоды времени приходят на смену друг другу. Выстроить мизансцену и поставить свет само по себе не оригинально, но, возможно, сейчас в этом видят нечто новое.
Джеймс Хилл. Кегли. Ирак, американских морских пехотинцев везут в Багдад, 2000
— Как Вы относитесь к заимствованию идей? Где, по-Вашему, пролегает водораздел, который отделяет цитату от плагиата?
Д.Х. — Все фотографы внимательно изучают работы своих современников, и еще внимательнее – фотографов прошлого. Почти любая работа является подсознательной отсылкой к работе другого мастера.
В фотографии намного меньше ограничительных линий в сравнении с литературой, в которой отдельные слова и фразы можно повторить дословно. В фотографии плагиат не так легко заметить и доказать, да и встречается он реже.
— Насколько профессиональные амбиции могут быть полезны или опасны? Как выдержать испытание «медными трубами» и не потерять желания расти в профессии?
Д.Х. — Амбиции и мотивация необходимы. Они помогают фотографу продолжать работу в трудные времена, будь то работа «в поле» или дома в поисках нового сюжета.
Джеймс Хилл. Маттанца, или Тунцовая путина. Фавиньяна, Италия, 1999. «Маттанцей» называется ловля тунца у острова Фавиньяна близ Сицилии
— Несколько лет назад фотосообщество было горячо увлечено digital storytelling, сейчас спросом пользуются другие форматы и жанры. Как Вы относитесь к трендам в профессии вообще? Есть ли они, и стоит ли им следовать?
Д.Х. — Я уже говорил о том, что фотография похожа на любой другой вид искусства, что стили и форматы в фотографии уходят и возвращаются. Полагаю, каждый фотограф хочет постичь тайну работы с фотопленкой. Пленочные фотоаппараты приятнее, чем цифровые, держать в руках.
И дело не в том, что один вид фотокамер лучше другого. Они просто разные. В современной фотографии должно быть место и для пленки, и для цифры, чтобы фотографы могли согласно своим потребностям выбирать наиболее подходящие для их работы устройства.
— Есть ли у Вас профессиональный секрет, который помогает Вам в самые нелегкие моменты жизни? Можете им поделиться?
Д.Х. — Едва ли. Но я часто вспоминаю слова Томаса Эдисона о том, что изобретение — это на один процент вдохновения и на 99 процентов тяжкий труд.
— В этом году конкурс имени Андрея Стенина отмечает пятилетие. Что бы Вы хотели пожелать лауреатам предыдущих конкурсных лет и тем, кто пробует свои силы в 2019 году?
Д.Х. — Продолжайте упорствовать!
Источник