|  | 

Культура

«Горький проповедовал религию Человека». Интервью с Павлом Басинским

Интервью с Павлом Басинский

28 марта исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького – одного из самых значительных писателей XIX–XX вв., великого мыслителя и драматурга.

В преддверии юбилейной даты наш корреспондент Юлия Зиньковская взяла эксклюзивное интервью у Павла Басинского – писателя, литературоведа и биографа Горького. О мифах, мировоззрении и религии Человека – в нашем материале.

Ю.З. — В одном из интервью Вы сказали, что «Горький абсолютно созвучен нашему времени». Почему? В чем выражена актуальность творчества Горького?

П.Б. — Пожалуй, вся русская классика созвучна нашему времени, в этом ее удивительный феномен. Но Горький особенно созвучен еще и потому, что перешагнул XIX век и стал писателем века ХХ-го, причем одного из самых сложных его периодов: начало века, революция, гражданская война.

И еще очень важно, что Горький проповедовал «религию Человека». Это спорно, особенно с точки зрения христианского мировоззрения. Но какие бы ужасы ни пережил ХХ век, человечество все-таки многого достигло в цивилизационном смысле.

Просто мы не умеем это ценить, ностальгируя по «старым временам» и не ценя в должной мере достижения науки, медицины, образования для всех, а не только для элиты. Это именно то, о чем мечтал Горький, выходец из низов, самоучка, «самородок».

Ю.З. — Вспомните, пожалуйста, когда Вы всерьез заинтересовались этой фигурой в литературе. Предполагали ли Вы, что станете одним из самых известных биографов Горького?

П.Б. — Нет, не предполагал. Не мы выбираем, нас выбирают. Сначала мне предложили взять тему Горького в аспирантуре, потом заказали его биографию для серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей», прим. корр.). Но я никогда не жалел, что взялся за Горького. Через него я стал по-настоящему понимать целую эпоху в жизни России.

Ю.З. — Какова, по Вашему мнению, литературная «миссия» Горького? Как его творчество отразилось на движении общественной мысли?

П.Б. — Я не сторонник «мессианских» идей и настроений. Горький, во-первых, крупный русский писатель мирового уровня (особенно в плане драматургии), а во-вторых, пожалуй, самая крупная общественная и культурная фигура конца XIX – первой трети ХХ века. Влияние его на умы и настроение интеллигенции рубежа веков было громадным, даже если Горького критиковали, не принимали.

Достаточно сказать, что о нем так или иначе (в статьях, письмах, дневниках) отозвались все заметные представители Серебряного века и первых десятилетий советской власти. Лучшие статьи о Горьком, кстати, написали символисты: Иннокентий Анненский, Александр Блок, Дмитрий Мережковский.

Ю.З. — Каждый школьник помнит слова Сатина «Человек – это звучит гордо», но не каждый понимает смысл, вложенный в них. Какова «религия Человека» в мировоззрении Горького?

П.Б. — Это очень сложный вопрос. Напомню, что стало результатом монолога Сатина о «гордом человеке» в пьесе «На дне». Самоубийство Актера. На этом заканчивается пьеса и на словах Сатина: «Испортил песню, дурак!». Человек – это феномен мироздания. Он очевидно выделяется в общей природе тем, что является носителем разума. Но его разум не безграничен, а человек мечтает познать все: Бога, смерть, вечность.

В этом мука его существования, но и его «гордость». Об этом замечательно писал Паскаль: «Человек – это тростник, он может умереть от любого случайного порыва ветра, но, умирая, он будет осознавать, что он умирает, и в этом его вызов Природе». Так что не следует понимать слова Сатина просто как девиз. Это трагические слова.

Ю.З. — Каково художественное своеобразие драматургии М. Горького?

П.Б. — Горький – великий драматург, это очевидно. Но, как новатор в драматургии, он создал только одну пьесу, не похожую ни на что, бывшее в мировой драматургии до этого. Это пьеса «На дне». «Драма идей», предвестник «экзистенциалистского» театра и даже «театра абсурда».

Разве не абсурдно то, что люди, живущие в ночлежке, философствуют о мироздании, о Боге, о смысле жизни? В остальных пьесах Горький просто наследник русского социально-психологического театра – «Мещане», «Дети солнца», «Васса Железнова» и другие его шедевры. Но есть у него и пьеса в духе символистского театра – «Фальшивая монета».

Ю.З. — Насколько автобиографическая проза Горького «автобиографична»?

П.Б. — Горький был мифотворец, и его автобиографическую трилогию – «Детство», «В людях» и «Мои университеты» – нельзя воспринимать как буквальную автобиографию.

Это скорее описание его духовного становления, а также его художественное понимание русской жизни того времени. Это замечательно понял Д. С. Мережковский, написал о «Детстве» Горького статью «Не святая Русь», где рассматривает образы Дедушки и Бабушки как символистские, как отражение двух ипостасей России.

Повесть «В людях» – это рассказ о духовных странствиях подростка, который противостоит обычному миру «людей», то есть находится «в людях» как в некоем пространстве, во многом ему чуждом.

А «Мои университеты» – это философская повесть о жизни молодого Пешкова в Казани, где он работал в пекарне, месил тесто и одновременно читал Маркса и Шопенгауэра. Это повесть о конфликте между реальной жизнью и философией, который привел Пешкова к попытке самоубийства.

Ю.З. — Можно ли говорить о конце XIX – начале ХХ вв. как о едином периоде? Почему это время называют серебряным веком русской литературы? Почему, не будучи термином, это выражение тем не менее оказалось устойчивым?

П.Б. — Этот термин – «Серебряный век» – придумал поэт и критик Николай Оцуп, хотя есть и другие мнения на этот счет. Термин, конечно, условный. Это время можно считать единым периодом не только потому, что это время особенной культурной ситуации. Главное даже не это.

Главное – что это закат русской империи и рождение новой империи – советской, которая оказалась не слишком долговечной, в сравнении с прежней, но оказала огромное влияние на мировое развитие.

Это время одновременно и очень увлекательное, и страшное. Время великих творческих достижений и не менее великих духовных соблазнов. И Горький, как фигура очень сложная, пестрая, был одним из самых ярких его представителей и выразителей.

Ю.З. — Существует ли проблема сохранения и интерпретации горьковского наследия?

П.Б. — Такая проблема существует в отношении всех классиков. Но Горькому в этом смысле повезло. И в советское время, и сегодня изданием его наследия занимаются первоклассные специалисты Горьковского сектора Института мировой литературы, где сосредоточен весь Архив Горького.

Последним достижением работы этих специалистов является издание Полного собрания писем Горького в 24 томах. Уже вышел 20-й том, готовы 21-й и 22-й. В советское время вышло академическое Полное собрание художественных произведений Горького в 25 томах – это высочайший уровень научного издания.

Было издано и продолжает издаваться множество сборников, посвященных Горькому, его наследию, его переписке с современниками. Вышло три тома «Литературного наследства»: «Горький и советские писатели», «Горький и Леонид Андреев», «Горький и русская журналистика».

Проблема лишь в том, что сегодня мало молодых людей, готовых посвятить себя академической филологии. Это затратный и мало финансируемый труд. Опасность есть в том, что прервется «эстафета поколений».

Ю.З. — Расскажите, что осталось «неизученного». Существуют ли «темные страницы» биографии, творчества Горького, которые Вы хотели бы изучить?

П.Б. — По-прежнему самым «темным» периодом жизни Горького остается его жизнь и деятельность в СССР в 1928-1936 годах. Материалов издано много, но концептуально этот период еще слабо освоен и понят. Не уверен, что я бы за это взялся. Этому нужно посвятить всю жизнь, а я все-таки писатель, а не филолог и историк.

Источник


© 2024 CNews.blog